15/04

Деятельность компаний группы ORUM соответствует высоким стандартам требований транснациональных компаний, работающих в Николаевском морском торговом порту

Николаевский морской торговый порт показывает стабильный рост грузопотока на протяжении последних пяти лет, уверенно занимая второе место в Украине по итогам 2018 года, достигнув показателя перевалки 14 млн тонн. В немалой степени это стало возможным благодаря ряду особенностей, выгодно отличающих Николаевский порт от других портов страны.

Благоприятное географическое расположение сделало доставку и перевалку грузов через Николаев более дешевой по сравнению с портами Одесского региона, а параметры глубин у стенки причалов, позволяющие заходить в порт судам с большой грузоподъемностью, лишило конкуренции среди остальных портов юго-востока Украины. Существенная разница в железнодорожном тарифе и прочей наземной логистике, а также достаточные глубины создали предпосылки для определения Николаева как ключевого зернового порта Украины. Не удивительно, что именно здесь построили терминалы транснациональные корпорации BUNGE и COFCO Agri.

В Николаевском порту роль государственного вмешательства в работу стивидоров сведена к минимуму, государственный оператор не предоставляет услуг по перевалке, отсутствует государственная монополия, регулирование и тарификация портовых услуг, таких как подача-уборка вагонов, буксировка, швартовка. Благодаря позиции руководства порта, поддержке АМПУ и Министерства инфраструктуры удалось выделить и передать частным компаниям функции, не свойственные государственным операторам, при этом сохранив рабочие места. Теперь же филиал АМПУ сосредоточен на обслуживании причальных стен, поддержании глубин в акватории и вопросах безопасности, а ГП «Николаевский морской торговый порт» занят эффективным управлением имуществом, доходы от аренды которого растут из года в год.

Эффективное партнерство государства и частных компаний

Изначально стивидорам в Николаевском морском торговом порту пришлось столкнуться с ситуацией, когда государство не был готово к высоким требованиям международных компаний и оперативному решению проблем, связанных с обслуживанием растущих грузопотоков. Решение проблемы было найдено путем передачи части функций государственного монополиста частным предприятиям.

Коммерческие сервисные компании вынуждены были выстраивать диалог с транснациональными корпорациями и крупными национальными операторами на исключительно договорных отношениях, предусматривающих понятные прозрачные условия работы. Отсутствие рычагов, доступных государственному монополисту, обязывает сегодня сервисные компании к более гибкому диалогу со стивидорами в части ответственности за качество, стоимость и своевременность предоставления услуг, корректность расчетов и скидок, что сделать в сжатые сроки забюрократизированным государственным операторам достаточно сложно.

В настоящий момент в Николаевском морском торговом порту услуги предоставляют частные компании, входящие в группу ORUM. Компания «Сисайд Терминал» осуществляет подачу-уборку вагонов, диспетчеризацию, ремонт тягового состава, компании «Маркони» и «Укрморсервис» оказывают услуги по буксировке и перестановке судов, сопровождение их по каналу и морю, ледовое сопровождение. Услуги по швартовке судна к причалу, отшвартовке, перетяжке судов и другим операциям в Николаевском морском торговом порту предоставляет компания «Портосервис». Агентским и техническим обслуживанием судов занимаются компании «Сервис Транс» и «Дельта Шиппинг». Стивидорную деятельность ведут «Стивидоринг плаза» и «Трионта Стивидоринг».

Группа ORUM смогла эффективно решить существовавшие в Николаевском порту проблемы с диспетчеризацией и подачей-уборкой вагонов. Ранее процедура подтверждения подаваемых в порт вагонов занимала длительное время, поскольку требовалось подтверждение диспетчеров Николаевского филиала АМПУ и дополнительное согласование с АО «Украинская железная дорога». На сегодняшний день диспетчера «Сисайд Терминал» самостоятельно оперативно обрабатывают полученные заявки на базе собственного уникального программного обеспечения, аналогов которому нет в Украине, минуя при этом государственных монополистов.

Благодаря правильно выстроенным внутрикорпоративным коммуникациям, информационный поток между предприятиями группы оптимально налажен, следовательно эффективность и качество предоставляемых стивидорам услуг растет. Например, при растущем количестве судозаходов взаимодействие швартовой компании «Портосервис» и буксировочной компании «Маркони» дает возможность перераспределять ресурсы, подключая к работе оптимальное количество людей, что, в свою очередь, ускоряет обслуживание судов и перемещение грузов.

Частные компании группы ORUM работают, используя в том числе и государственные активы. В ГП «Николаевский морской торговый порт» были взяты в аренду 4 тепловоза и 6 буксиров по договору бербоут-чартера. Все тепловозы и буксиры регулярно проходят техническое обслуживание, проводится текущий и капитальный ремонт за счет компаний группы ORUM, при этом затраты на ремонт ежегодно исчисляются десятками миллионов. Государственное предприятие получает значительный доход от аренды, не тратит дополнительные средства на поддержание технического парка в рабочем состоянии, оптимизировало кадровый состав и сосредоточено на выполнении своих ключевых функций.

В руководстве компании ORUM анализируют развитие порта и понимают необходимость заблаговременной подготовки транспортной инфраструктуры к растущему грузопотоку. Компания «Сисайд Терминал» профинансировала разработку проекта реконструкции путей станции «Николаев-Грузовой» стоимостью около 120 млн грн и, благодаря поддержке руководства АМПУ и Одесской железной дороги,  в марте проект был включен распоряжением КМУ в план работ АО «Украинская железная дорога» на 2019 год. Планируется, что после завершения работ будет увеличена пропускная способность по станции «Николаев-Грузовой» с 535 до 960 вагонов в сутки, что позволит значительно увеличить грузооборот Николаевского морского торгового порта, и обеспечит дополнительные многомиллионные поступления в местные и государственный бюджет, а также приведет к росту доходов АМПУ и стивидоров.

Такую функцию должно было бы осуществлять государство, но именно благодаря переходу предоставляемых услуг коммерческим операторам, появилась возможность привлечь частные инвестиции без траты бюджетных средств.

Суммируя вышесказанное, следует сказать, что в результате своевременно принятого руководством Министерства и АМПУ решения, от партнерства с предприятиями группы ORUM выиграли все: стивидоры получили надежного партнера, способного нести ответственность и предоставлять качественные и своевременные услуги, соответствующие высоким требованиям международных компаний, АМПУ сохранило рабочие места, сосредоточившись на выполнении своих ключевых функций, активы госпредприятия работают более эффективно и приносят прибыль.

Николаевский морской торговый порт и дальше остается привлекательным для международных инвесторов, подтверждением чему является решение корпорации POSCO DAEWOO выкупить у группы OREXIM 75% НКХП с плановой перевалкой до 2 млн. тонн в год. В ближайшем будущем также следует ожидать прихода в Николаев новых крупных инвесторов, которые будут наращивать грузопоток, наполняя местный и государственный бюджет налогами.

  Справка: ORUM - группа компаний, обеспечивающая полный спектр услуг для портовых операторов, владельцев грузов и судов в Николаевском морском торговом порту. В 2018 году компании группы ORUM перечислили в местные и государственный бюджеты около 80 млн грн налогов, оборот компаний превысил 1 млрд грн.